ХАЛЬБВАКС 753

гая критике индивидуалистич. теории потребностей и потребления, X. подчёркивал необходимость рассмотре­ния целостной социальной структуры. Правильно от­мечая роль классового самосознания в становлении и развитии классов, он недооценивал значение форм уча­стия в обществ. произ-ве для определения классовой принадлежности.

X. смягчил антипсихологич. пафос Дюркгейма в ана­лизе самоубийства, показав роль психич. факторов в этом явлении («Причины самоубийства» — «Les causes du suicide», 1930).

В работах по проблемам памяти X. показал, что па­мять — не только психофизиология., но и социальная функция. Индивидуальная память существует, по X., благодаря «коллективной памяти» (воплощённой в тра­дициях, социальных институтах и т. д.), а социальное взаимодействие ХАЛЬБВАКС 753 — важный фактор запоминания. Со­циальная среда упорядочивает воспоминания в про­странстве и во времени, она — источник как самих вос­поминаний, так и понятий, в к-рых они воплощается. Эти положения сохраняют значение для развития со­циальной психологии.

* Leibniz, nquv. ed., P., 1930; L'evolution des besoins dans lea classes sociales et ouvrieres, p., 1933; Genre de vie, P., 1939; La memoire collective, P., 1950; Les cadres socjaux de la memoire, nouv. ed., P., 1952; Esquisse d'une Psychologie des classes socia­les, P., 1955; в рус. пер.— Возникновение религ. чувства по Дюркгейму, в сб.: Происхождение религии в понимании бурж. ученых, М., 1932.

• Совр. социологическая теория..., сост. Г. Беккер и ХАЛЬБВАКС 753 А. Бос-ков, пер. с англ., М., 1961, гл. 22; История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979.

ХАН (Hahn) Эрих (р. 5.3.1930, Киль), нем. философ-марксист (ГДР), чл.-корр. АН ГДР (1974). Чл. СЕПГ с 1951. Директор Ин-та марксистско-ленинской фи­лософии АОН при ЦК СЕПГ (с 1971), пред. Науч. со­вета по филос. исследованию в ГДР. Область науч. ис­следований: проблемы историч. материализма, теоре-тич. проблемы марксистской социологии. Кандидат в чл. ЦК СЕПГ (с 1Θ7Θ), чл. ЦК СЕПГ (с 1981).

• Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis. Philo­sophisch-methodologische Aspekte der soziologischen Theorie, B., 1965; в рус. пер.— Историч. материализм и марксистская со­циология, М., 1971; Материалистич ХАЛЬБВАКС 753. диалектика и классовое сознание, М., 1977.

ХАНЬ ФЭЙ, Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), др.-кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—315 до н. э.; нек-рые авторы причисля­ют его к даоским мыслителям) и принцип метода, ис­кусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 до н. э.). Эти принципы X. Ф. соединил в теорию деспотич., власти ХАЛЬБВАКС 753 с принципом фа в качестве централь­ного. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «вы­прямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация «недеяния» и др.), X. Ф. создал своеоб­разную философию права. Провозглашал непрестан­ную изменчивость всех вещей (включая дао и ли-прин-цип), отрицал существование духов. В философии ис­тории развивал мысль о решающем характере воздей­ствия народонаселения и имущественного неравенства на историч. процесс.



• Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Вве­дение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Ян Ю н - г о, История др ХАЛЬБВАКС 753.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 224—83; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; F o r k e A.. Geschichte der alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S. 461—82. С. Кучера, Л. С. Переломов.

754 ΧΑΗ

ХАНЬ ЮЙ, Хань Туйчжи, Хань Чанли

(768—824), кит. прозаик, поэт, философ; вместе со сво­им племянником, другом и учеником Ли ао (Ли Сичжи, 772—841) предтеча сунского неоконфуцианства. Род. в Няньяне (пров. Хэнань). X. Ю. первым использовал термин «саць пинь» — «три ступени» в отнесении к че-ловеч. природе (высшая — абсолютно хорошая; сред­нюю можно повести в обоих направлениях; низшая — абсолютно плохая), к-рую он ХАЛЬБВАКС 753 отделял от чувств; свою природу человек получает при рождении, чувства же обретает в контакте с внеш. вещами. X. Ю. расширил термин жэнь (человечность, гуманность) до понятия «всеобщей любви». X. Ю. и Ли ао выступили с защитой конфуцианства в условиях влияния буддизма и даосиз­ма; в центре внимания их стояла проблема человеч. природы, при этом они опирались на такие классич. произв., как «Ицзин», «Да сюе» («Великое учение») и «Чжун юн», ставшие впоследствии основой неоконфу­цианства, установили «дао тун» — «прямую линию пе­редачи настоящего учения» от легендарных Яо, Шуня и Юя, через Тана, Вэнь-вана, У-вана, Чжоу-гуна ХАЛЬБВАКС 753 до Конфуция и Мэн-цзы.

• Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и bосток, М., 1972, с. 103—31; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; L i u W u-c h i, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.

ХАРАКТЕР(от греч. χαρακτήρ — отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устой­чивый индивидуальный склад душевной жизни челове­ка, проявляющийся в отд. актах и состояниях его пси­хич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жиз­ни. X. человека выступает в качестве основы его пове­дения ХАЛЬБВАКС 753 и составляет предмет изучения характерологии (термин введён нем. философом Ю. Банзеном — «Очерки по характерологии», «Beiträge zur Charakterologie», Bd 1—2, 1867).

Как особая область психологич. исследований изу­чение X. получило развитие гл. обр. в нем. психологии 1-й пол. 20 в., исходившей в значит. мере из идей фило­софии жизни, феноменологии и др., причём термин «X.» нередко выступал как синоним личности.

Первый систематич. анализ различных аспектов X. был дан Клагесом («Принципы характерологии», «Prin­zipien der Charakterologie», 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной ти­пологии нем. психиатра Э. Кречмера (1921) получил за­конченное выражение статич. подход к X. как некоей неизменной структуре осн ХАЛЬБВАКС 753. черт, соответствующей стро­ению тела (см. Темперамент), причём как психич., так и соматич. конституция определяются, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокрин­ными, факторами (близок Кречмеру в своей морфологич. концепции X. амер. психолог У. Шелдон). В типологии Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравер-тивный типы характера (личности), отличающиеся пре­обладанием направленности (установкой) на внеш. объект или на внутр. мир мыслей и переживаний.

Динамич. и генетич. подход к X. получил распрос­транение в психоанализе (индивидуальная психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в форми­ровании X. событиям раннего детства; образование тех или иных черт X ХАЛЬБВАКС 753. истолковывается при этом как своеоб­разный способ решения нек-роц конфликтной ситуации (в концепции Райха X. в целом предстаёт как «панцирь», отчуждённая система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него различных течениях глубинной психологии делается акцент на бессознат. и иррациональных истоках X. В концепции нем. учёнрго Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и спо­собностей рассматривалась как осн. конфликт, опреде­ляющий формирование X. и личности. Ф. Л ерш в работе «Строение X.» («Der Aufbau des Charakters», 1938; 4 изд. под назв. «Строение личности», «Der Aufbau der Person», 1951), сыгравшей ведущую роль в последующем разви-

тии нем. характерологии, попытался, отталкиваясь от теорий Фрейда и ХАЛЬБВАКС 753 Клагеса, развить учение о «слоях» X., выделяя в нём внутр., «эндотимную», основу (наст­роения, чувства, аффекты, влечения и т. д.) и личност­ную «надстройку».

В англосаксонской психологич. лит-ре изучение X. о самого начала велось в рамках «исследования лич­ности»; после 2-й мировой войны и в нем. психологии термин «X.» вытесняется термином «личность».

Сов. психология, исходя из марксистского понимания человека как совокупности обществ. отношений, под­чёркивает социально-историч. обусловленность X. и рассматривает его нак сложное единство индивидуаль­ного и типологического, как результат взаимодействия наследств. задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и её воспитания.

• Психоанализ и учение о X ХАЛЬБВАКС 753., М.— П., 1923; Л а з у р-ский А. Ф., Классификация личностей, Л., 19243; Вы­готский Л. С., К вопросу о динамике детского X., в сб.: Педология и воспитание, М., 1928; Юнг К. Г., Психологич. типы, Цюрих, 1929; Кречмер Э., Строение тела и X., М.— Л., 19302; Теплов Б. М., Проблемы индивидуаль­ных различий, М.,19б1; Мейли р., Структура личности, в кн.: (Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, Пер. с франц., в. 5, Μ., 1975; Jahrbuch der Cha-rakterologie, hrsg. v. E. Utitz, Bd 1—6, B., 1924—29; см. также лит. к ст. Личность.

ХАРИЗМА (греч. χάρισμα — милость, благодать, божеств, дар), исключит. одарённость; наделённость какого ХАЛЬБВАКС 753-либо лица (харизматич. лидера — пророка, проповедника, политич. деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применён в со-циологич. концепциях Трёльча и М. Вебера. ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8. 8. 1694, Друма-лиг, Сев. Ирландия,— ок. 1747, Глазго), шотл. фило­соф. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе нравственности, религии и крат соты лежат внутр. врождённые чувства — моральное, религиозное и эстетическое. Моральное чувство, по X.,— это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение поступков, источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как склонность к всеобщему ХАЛЬБВАКС 753 благу, однако его этика основана не на утилитарном расчёте (что характерно для утилита­ризма), а имеет эмоциональный характер: её стимул — незаинтересованная удовлетворённость. От человеколю­бия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение X. противостояло эвдемонизму и ра­ционализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., происте­кающая из эстетич. чувства, осн. принципом прекрас­ного признаёт гармонию, единство в многообразии. S Works, v. 1—6, Glasgow, 1769—74; в рус. пер.— Χ. Φρ., м Д., Смит Α., Эстетика, Μ., 1973, с. 43—269.

• Мееровский Б. В., Эстетика Фр. X., в кн.: Χ. Φρ., Ю м Д., С м и т Α., Эстетика, М., 1973, с. 7—41; Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position ХАЛЬБВАКС 753 in the history of philosophy, N. Y., 1966.

ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл (27.8.1869, Мюнхен,— 13.3.1946, Пель, близ Вайльхайма), нем. геополитик, один из основателей школы геополитики в Германии. Издавал журн. «Zeitschrift für Geopolitik» (1924—44). Че­рез своего ученика Р. Гесса был близок к руководству нацистской партии.

Основой геополитич. концепции X. послужило изу­чение им истории становления и географич. распрост­ранения гос-в Д. Востока, прежде всего Японии, на примере к-рой он пытался продемонстрировать взаимо­связь между пространственным ростом гос-ва и разви­тием составляющей его этнич. общности. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, X. придал геопо­литике тот вид, в к-ром она ХАЛЬБВАКС 753 стала частью офиц. доктри­ны фаш. «третьего рейха» и служила теоретич. основа­нием гитлеровской агрессии (тезисы о «недостаточности жизненного пространства» и «неудовлетворительности границ» Германии, о «чрезмерной» плотности населения и т. п.). В работах X. эклектически сочетаются географич.

детерминизм, расовая теория и концепция гос-ва как живого организма. После 2-й мировой войны последо­ватели X. пытаются отделить его взгляды от гитле­ровской доктрины и приспособить «очищенные» поло­жения геополитики к интересам гос.-монополистич. капитала в новой историч. ситуации.

• Das Japanische Reich in seiner geographischen Entwick­lung, W., 1921; Bausteine zur Geo.politik, B., 1928; Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Münch., 1934; Japans Kultur­politik ХАЛЬБВАКС 753, B., 1944.

• см. к ст. Геополитика.

ХЕРМАН (Hermann) Иштван (p. 10.10.1925, Буда­пешт), венг. философ, чл.-корр. Венг. АН (1976). Чл. ВСРП с 1967. С 1973 зав. кафедрой философии Будвг пештского ун-та. Область науч. исследований: фило­софия культуры, история философии, теория и история эстетики, история психологии.

• A magyar drämäert, Bdpst, 1955; Arany Jänos esztetikäja,, Bdpst, 1956; Sigmund Freud, avagy a pszichologia kalandja, Bdpst, 1964; A modern szinpad, Bdpst, 1966; A polgäri dekaden-cia problemäi, Bdpst, 1967; Väszon es függöny, Bdpst, 1967; Kant teleologiäja, Bdpst, 1968; Szent Ivän ejjelen, Bdpst, 1969; Δ szo-cialista kultura problemäi, Bdpst, 1970; A giccs, Bdpst, 1971; A szemelyiseg ХАЛЬБВАКС 753 nyomaban, Bdpst, 1972; A szfinx r-ejtvenye, Bdpst, 1973; Lukäcs Qyörgy gondolatviläga, Bäpst, 1974; A mai kultura problemäi, Bdpst, 1974; Evadok tanusaga, Bdpst, 1976; Tele-viziö, esztetika, kultura, Bdpst, 1976; A gondolat hatalma, Bdpst, 1978; Teologia es törtenetiseg, Bdpst, 1979; Ideologie es kultura a hetvenes evekben, Bdps!;, 1982; в рус. пер.-г В. И. Ленин об историч. альтернативе, «ВФ», 1980, № 12.

ХЁРЦ(Hörz) Херберт (р. 12.8.1933, Штутгарт), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1976). Чл. СЕПТ с 1952. Нац. пр. ГДР (1972). Область науч. деятельности: филос. проблемы естествознания, мировоззренч., методологич. и гносеологич. проблемы развития науки. Один из авторов и издатель «Слова­ря по филос ХАЛЬБВАКС 753. вопросам естеств. наук» («Philosophie und Naturwissenschaften. Wörterbuch zu den philosophischen Fragen der Naturwissenschaften», 1978).

* Materie und Bewußtsein. Untersuchung philosophischer Ka-gorien unter besonderer Berücksichtigung der Naturwissen­schaften, B., 1965; Physik und Weltanschauung. Standpunkte der marxistischen Philosophie zur Entwicklung der Physik, Lpz.— [u. a.], 1968; Werner Heisenberg und die Philosophie, B., 19682; Der dialektische Determinismus in Natur und Gesellschaft, В., 19714; Mensch contra Materie? Standpunkte des dialektischen Materialismus zur Bedeutung naturwissenschaftlicher ßrkenntr nisse für den Menschen, B., 1976; Verantwortung-Schöpfertumr Wissenschaft, B., 1979 (совм. с D. Seidel); в рус. пер.—Марк­систская философия и естествознание, М., 1982.

ХИЛИАЗМ(от греч. χιλιάς — тысяча), м ХАЛЬБВАКС 753 и л л е н а-р и з м (от лат. mille — тысяча), вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. воплощение мистически понятого идеала справедливос-ти. Основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см. Библия), в к-ром, как и во всём X., содержался мотив компенсации обществ. неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыноси­мости настоящего к возмещению крови и слез в буду­щем; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в «царстве небесном»), но внутри её, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл X. был ХАЛЬБВАКС 753 осуж­дён христ. церковью (255). В дальнейшем не раз претер­певал возрождение (учение Иоахима Флорского о царстве св. Духа и др.). Плебейский X., характерный для ряда еретич. движений позднего средневековья, достиг своей кульминации в учении Т. Мюнцера. В новое время X. во многом замещается в своих функциях социальной утопией,к-рая отчасти усваивает и струк­туру X., его образы и т. п.

ХИНАЯНА[санск.р., букв.— малая колесница или ма­лый (узкий) путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. (понятие «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и ХАЛЬБВАКС 753 Цейлоне), затем получила широкое распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейло-


documentaxepsyr.html
documentaxeqaiz.html
documentaxeqhth.html
documentaxeqpdp.html
documentaxeqwnx.html
Документ ХАЛЬБВАКС 753